Книга «100 вопросов о земле»
I. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные
правоотношения в Российской Федерации и Московской области
Вопрос 1: Имеет ли право Московская область принимать свои региональные нормативные правовые акты в сфере земельных правоотношений?
Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты Федеральные законы:
- Градостроительный кодекс РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Жилищный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”;
- Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”;
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;
- Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”;
- Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”;
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре”;
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”;
- Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”;
- Федеральный закон N 208-ФЗ от 26.12.1995 “Об акционерных обществах”;
- Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”;
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве”.
от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Московской области”;
от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области”;
от 05.12.2002 N 142/2002-ОЗ “О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Московской области”;
от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ “О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области”.
II. Вопросы по приобретению и пользованию земельным участком
В работы по формированию земельного участка включается:
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ;
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Продавцом земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами, имеют собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане и юридические лица должны обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового плана, предварительно выяснив принадлежность земельного участка.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Полномочия различных органов власти в сфере земельных отношений определены ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления относится: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Но существуют также земли, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, и управление, распоряжение ими осуществляют субъекты Российской Федерации. Если земли находятся в федеральной собственности, то, разумеется, управление и распоряжение осуществляется Российской Федерацией.
Согласно ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” до того, как будет разграничена государственная собственность на землю, земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления, если иное не оговаривается законом.
В отношении земельных участков, которые находятся под приватизированными объектами недвижимости, предусмотрены другие условия. Решение о выкупе принимает орган, который в прошлом принял решение о приватизации находящейся на участке недвижимости. Право выбора между покупкой и арендой принадлежит собственнику недвижимости, а не местному органу власти. В п. 2 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” прямо указано, что при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ по выбору покупателей зданий, строений, сооружений. При этом договор аренды земельного участка, заключенный до введения в действие Земельного кодекса, не является препятствием для выкупа земельного участка.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 25 декабря 2003 года N 512-О истолковал рассматриваемые положения законодательства следующим образом: “Указание… на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора при том, что в соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора”.
При отказе в выкупе можно обратиться в суд, оспаривая отказ в выкупе, и требовать обязать администрацию города (или района) заключить договор купли-продажи земельного участка, на котором находится здание.
Может иметь место переход земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование вместе со строением к организации вместе с приобретенным зданием. Но в этих случаях юридические лица должны переоформить земельные участки на право аренды либо приобрести в собственность по выбору до 01.01.2008. Исключение составляют общероссийские общественные организации инвалидов, если они единственные учредители, и религиозные организации; садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения. В собственность земельные участки передаются им при наличии желания.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса не допускается, что следует из ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 266, 267 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемым по наследству.
Владелец имеет право возводить на нем дом, здания, сооружения и создавать другое имущество, приобретая на него право собственности, передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.
Принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Прекращается право пожизненного наследуемого владения либо со смертью, либо отказом владельца от земельного участка.
- крестьянского (фермерского) хозяйства – от 2,0 до
- садоводства – от 0,06 до
- огородничества – от 0,04 до
- дачного строительства – от 0,06 до
Указанные выше нормативы действуют с момента установления, но не могут распространяться на предыдущие, если размер площади соответствует правоустанавливающим документам.
Параметры минимальных и максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, установленные для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ), совершенно иные.
- решения (постановления) о предоставлении земельного участка на право постоянного (бессрочного) пользования, собственности;
- любые свидетельства о праве собственности, выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. При этом действительны все ранее выдававшиеся свидетельства: белые – с 1991 года, голубые – до 1993 года, розовые – с 1993 года (ст. 209-215, 260 ГК РФ, гл. 3 ЗК РФ);
- свидетельства, выданные после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, но до начала выдачи свидетельств по новой форме;
- свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения;
- договор купли-продажи;
- договор дарения;
- выписка из похозяйственной книги, заверенная органами местного самоуправления, в случаях утраты иных документов. Как правило, это имеет место при оформлении участков, выделенных в сельской местности для ведения личного подсобного хозяйства;
- решения о предоставлении земельных участков садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям граждан при условии, что гражданину как члену одного из них был выделен реально земельный участок.
Таким образом, документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельные участки, являются любые документы: государственный акт о праве, свидетельство о праве, решение органов местного управления о предоставлении земельного участка.
Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации: если земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до 30.10.2001 (введения в действие Земельного кодекса РФ) или пожизненно наследуемого владения (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Земельного кодекса РФ) либо в случае, если данные земельные участки находились в фактическом пользовании с расположенными на них жилыми домами, приобретенными в результате сделок, заключенных до 06.03.1990 (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
Таким образом, исходя из существа изложенной ситуации, указанный земельный участок с согласия органов местного самоуправления может быть предоставлен только в аренду либо за выкуп.
В связи с этим для решения вопроса по существу заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления, в ведении которых находится данный земельный участок, с заявлением относительно предоставления данного земельного участка, с указанием его местоположения и площади.
Для этого необходимо провести межевание земельного участка для постановки его на кадастровый учет. После проведения межевания подписывается акт согласования границ со всеми смежными землепользователями (соседями).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона “О государственном земельном кадастре” от 02.01.2000 N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. После проведения кадастрового учета заявителю выдается кадастровый план земельного участка.
Получив на руки кадастровый план земельного участка, необходимо обратиться в территориальный отдел УФРС (Росрегистрация) того муниципального района, на территории которого находится земельный участок, с заявлением о государственной регистрации права (бланк заявления можно получить на месте). К указанному заявлению прилагаются подлинники: свидетельство на право собственности на земельный участок; кадастровый план. Также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины за проведение регистрации и паспортные данные. Через месяц выдается свидетельство о государственной регистрации права. После его получения можно совершать любые сделки с данным земельным участком.
В частности, в соответствии с пунктом 6.1 статьи 19 Федерального закона “О государственном земельном кадастре” от 02.01.2000 N 28-ФЗ в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Таким образом, кадастровый учет должен проводиться по фактически занимаемой площади. Однако уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Этот минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам, установлен ст. 1 Закона Московской области “О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области” от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ для ведения:
- крестьянского (фермерского) хозяйства –
- садоводства –
- огородничества –
- дачного строительства –
Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть решениями Советов депутатов муниципальных образований Московской области.
В случае превышения размера, указанного в правоустанавливающем документе, более чем на минимальный размер в проведении кадастрового учета будет отказано в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона “О государственном земельном кадастре” от 02.01.2000 N 28-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25.2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в правоустанавливающем документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка. Таким образом, при государственной регистрации и дальнейшей выдаче нового свидетельства учитываются сведения кадастрового плана с указанной в нем уточненной площадью земельного участка.
Если земельный участок оформлен в соответствии с действующим законодательством, то для того чтобы совершить сделку (купля-продажа, дарение и т.д.) с земельным участком, вам необходимо обратиться к нотариусу того муниципального района, на территории которого находится земельный участок, для составления и удостоверения соответствующего договора (соглашения). После составления и удостоверения соответствующего договора (соглашения) лицо, которому по этому договору (соглашению) перешло право собственности на этот земельный участок, обращается в Росрегистрацию с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности с продавца (дарителя и т.д.) на покупателя (одаряемого и т.д.), где ему через месяц выдают свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Один из вариантов – это когда данный земельный участок находится в общей долевой собственности. В данном случае, чтобы разделить земельный участок, необходимо провести его межевание, то есть установление фактических границ на местности, и достигнуть соглашения между участниками общей долевой собственности по границам разделяемого земельного участка. Так, в соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Данное соглашение о разделе земельного участка составляется в письменной форме между участниками общей долевой собственности и подписывается ими. При наличии сложностей в самостоятельном составлении указанного соглашения можно обратиться к нотариусу того муниципального района, на территории которого находится данный земельный участок, для составления и удостоверения данного соглашения.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности (п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ) данные разногласия необходимо будет разрешать в суде.
Другой вариант – это когда на общий земельный участок, фактически находящийся в общем пользовании, было выдано два или более правоустанавливающих документа (у одного совладельца – постановление, а у другого – свидетельство и т.д.). В данном случае, когда уже сложился порядок пользования земельным участком, то необходимо лишь сделать межевание данного земельного участка и согласовать границы со всеми смежными землепользователями для постановки каждого отдельно выделенного участка на кадастровый учет для последующей государственной регистрации права собственности. В случае возникновения спора по границам земельных участков данные разногласия следует урегулировать в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ в третейском суде или в судебном порядке.
Можно отметить целый ряд норм земельного законодательства, регулирующих отношения по распоряжению земельными участками, которые содержат те или иные оговорки. К примеру, в силу ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи не могут быть земельные участки, не прошедшие кадастровый учет, а согласно ст. 35 ЗК допускается только одновременное отчуждение здания и земельного участка, принадлежащих одному лицу, за исключением случаев, когда часть здания не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка и когда земельный участок изъят из оборота.
- установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, залоге и т.д.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” установлено, что нормативная цена земли применяется для целей налогообложения в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Рассматриваемая категория земельных участков не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
Следовательно, во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением, у собственника возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей.
Однако ст. 11 Водного кодекса РФ в качестве обязательного условия для предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов предусматривает согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Отказ федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда в предоставлении в собственность указанных земельных участков должен быть мотивирован и в каждом конкретном случае может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
Если на земельном участке у “наследника” имеется объект недвижимого имущества, принадлежащий ему на праве собственности, а участок находится в муниципальной собственности, то цена продажи такого участка в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Московской области “О регулировании земельных отношений в Московской области” будет равна десятикратному размеру земельного налога.
Если объектов недвижимого имущества на указанном земельном участке в собственности “наследника” нет, то участок придется покупать по рыночной стоимости.
Вместе с тем некоторые суды удовлетворяют исковые требования наследников недвижимого имущества, пользующихся земельным участком при доме длительное время, исходя из того, что право постоянного (бессрочного) пользования переходит к новому собственнику строения в том же объеме и на тех же условиях, какими обладал наследодатель.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” от 25.10.2001 N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Оформление вышеуказанных земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для этого в территориальный отдел УФРС подается заявление о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Так, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок являются следующие документы:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к этому документу является кадастровый план земельного участка (п. 3 указанной статьи).
В соответствии с п. 6 указанной статьи истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок не допускается.
Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением на имя главы муниципального района Московской области, на территории которого находится данный земельный участок.
1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случае, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка (п. 2 ст. 25.3 указанного Закона).
Что же касается документа, подтверждающего факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащего его описание, то в соответствии с п. 3 ст. 25.3 указанного Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание (п. 4 ст. 25.3 указанного Закона).
С данными документами и заявлением (бланк можно получить на месте) о государственной регистрации права собственности на возведенное строение, приложив к ним квитанцию об уплате государственной пошлины и паспортные данные, следует обратиться в территориальный отдел Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация).
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект недвижимого имущества не допускается.
- кадастровый номер земельного участка;
- наименование земельного участка, то есть вид землепользования. В том случае, когда часть земельного надела находится при доме, а часть – за пределами застройки, то запись делается “единое землепользование”;
- местоположение. Как правило, указывается положение участка в пределах квартала либо производится привязка на местности к иному объекту или применяется иное общепринятое описание;
- категория земель. В этой строке указывается следующее: “разрешенное использование”;
- площадь. Указывается площадь, обозначенная в постановлении о внесении уточнений и вычисленная в процессе межевания;
- особые отметки. В этой строке указывается, что площадь надела уточнена по материалам межевания и вид владения земельным участком (собственность, наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование);
- цель предоставления. Здесь запись такова: “для государственной регистрации прав (уточнение сведений)”. Все страницы кадастрового плана должны быть удостоверены подписью должностного лица и заверены печатью.
Для проведения межевых работ между указанной организацией и заявителем соответственно должен быть заключен договор, где четко должны быть отражены предмет договора, срок исполнения, ответственность и сумма оплаты за предоставленные услуги, начисленная в соответствии с имеющимися прейскурантами либо тарифами, установленными данными организациями.
Исходя из практики, основные списки организаций, осуществляющих деятельность по проведению межевых работ, имеются в районном отделе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (бывший Земельный комитет района).
III. Споры в сфере земельных отношений
С учетом того, что спор между двумя садоводческими товариществами о порядке пользования подъездными дорогами, примыкающими к садоводческим товариществам, носит имущественный, а следовательно, экономический характер, а также с учетом субъектного состава указанных споров дела по таким спорам подведомственны арбитражному суду.
Согласно ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Это могут быть споры не только о праве собственности, но и иски об устранении препятствий в пользовании земельным участком, имуществом или об устранении нарушения права собственника, не связанных с лишением владения, об определении порядка пользования между совладельцами земельным участком или имуществом (домом). Следовательно, иск к соседу можно предъявить только по месту нахождения спорного земельного участка.
Если предметом требований является иное имущество, они должны предъявляться в суд по общему правилу территориальной подсудности – по месту жительства (нахождения) ответчика.
Вместе с тем суд вправе определить порядок пользования земельным участком, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования, по иску любого из супругов.
Отношения по наделению граждан земельными участками в административно-правовом порядке регламентируются законами о земле. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря
В силу ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно зарегистрировано.
В том случае, если установленные факты противоречат интересам заявителя, то в целях перевода земельного участка из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, что следует из ст. 2-3 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.
В ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земельного участка в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земельного участка в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.
Однако в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. В этих случаях ходатайство подлежит возврату в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин отказа.
Необходимо иметь в виду, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Перечень этих исключений содержится в ст. 7 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” от 21.12.2004.
Отказ в переводе земельного участка может быть обжалован в суд.
IV. Вопросы упрощенного оформления земельного участка
Таким образом, законодатель объявил своеобразную “амнистию”, “закрыл глаза” на то, что у людей нет документов, предусмотренных требованиями ранее действовавшего законодательства, необходимых для оформления прав на фактически принадлежащие им объекты недвижимости. Законом предусмотрена возможность прохождения кадастрового учета земельных участков, фактическая площадь которых отличается от площади, указанной в правоустанавливающих документах на такие участки, что до издания закона было чрезвычайно трудноразрешаемой проблемой.
Однако народное название закона не свидетельствует о том, что после издания закона гражданин может без каких-либо оснований оформить свои права на объекты недвижимости, которые находятся в его фактическом пользовании. Законом установлен четкий перечень документов и оснований, необходимых для оформления прав на недвижимость.
——————————–
<1> Далее по тексту – закон о “дачной амнистии”.
Кроме того, законом было предусмотрено, что на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права – может быть зарегистрировано право собственности без каких-либо специальных актов об изменении вида права, на котором такое имущество было приобретено (предоставлено), и принятия решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
Также законом о “дачной амнистии” были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации: статья 333.33 была дополнена пунктом 20.2, в соответствии с которым с 1 января 2007 года за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере 100 рублей. Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию прав на указанные выше объекты была снижена практически в 5 раз. В остальном процедура государственной регистрации прав от ранее установленного порядка существенных изменений не претерпела.
Кроме того, оформление в предусмотренном действующим законодательством порядке прав граждан на земельные участки придаст им уверенность в своих полномочиях и правомочиях в отношении принадлежащего им имущества, позволит законно передавать это имущество по наследству, даст четкие правила разрешения споров с этим имуществом, предоставит возможность совершения любых законных сделок с этими объектами недвижимости, в том числе получать в банках кредиты под залог земельных участков.
Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления заинтересованы в упорядочении земельных правоотношений, в наличии объективной и точной информации о существующих правах на недвижимое имущество, а также о сделках, произведенных с этим имуществом. Все это необходимо для единообразного порядка принятий решений в отношении объектов недвижимого имущества, для правильного разрешения споров с этим имуществом, для оформления прав субъектов РФ и органов местного самоуправления на указанное имущество, находящееся в их собственности.
- документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок;
- кадастровый план земельного участка;
- заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок;
- квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- нотариально удостоверенная доверенность (в случае, если заявление подается представителем правообладателя земельного участка).
Документами для государственной регистрации права собственности гражданина на дачный или садовый дом, на объект индивидуального жилищного строительства, гараж, иной объект недвижимого имущества, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документ, подтверждающий факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащий его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества;
- кадастровый план земельного участка;
- заявление о государственной регистрации права собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества;
- квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- нотариально удостоверенная доверенность (в случае, если заявление подается представителем правообладателя указанного выше объекта недвижимого имущества).
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные выше объекты недвижимого имущества не допускается.
- если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано, если указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства;
- если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Кроме того, законом о “дачной амнистии” установлено право органов исполнительной власти субъектов РФ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.
Органы местного самоуправления населенных пунктов, городских округов в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях органы местного самоуправления населенных пунктов, городских округов:
- осуществляют организацию приема ими заявлений граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них;
- на основании заявлений граждан выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства таких земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;
- проводят разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, и выдают полученные от органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, бланки заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подают в интересах таких граждан в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, заявления о предоставлении сведений государственного земельного кадастра о таких земельных участках;
- получают документы, свидетельствующие о проведенном государственном кадастровом учете таких земельных участков или техническом учете (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся данный учет;
- на основании доверенностей граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация; принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам. На указанные цели, в том числе на оплату работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.
- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
- удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.
Для регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные под жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, сады, дачи, огороды, регистрируется на основании 2 документов:
- документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок;
- кадастрового плана земельного участка.
V. Вопросы по налогу на земельные участки
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. То есть исключительное право установления и изменения ставки земельного налога принадлежит Советам депутатов муниципальных образований.
Также федеральным законодательством предусмотрено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Кроме того, федеральным законом предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Практически во всех муниципальных районах Московской области такие льготы установлены. Для того чтобы выяснить конкретный перечень льгот в том или ином муниципальном районе, необходимо обратиться в представительные органы муниципальных образований.
Район | Садовые и дачные объединения |
Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) |
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Исходя из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Учитывая изложенное, лицо остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав на земельный участок.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля
На основании статьи 8 Федерального закона от 29 ноября
Учитывая вышеизложенное, действия налоговой инспекции по начислению земельного налога правомерны.
В случае если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса, то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должны начисляться пени, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).
В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пеней должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
При этом, если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.
Необходимость представления документов, подтверждающих право на налоговые льготы по земельному налогу, возникает как в случае, когда право на налоговую льготу установлено ст. 395 НК РФ, так и в случае, когда право на налоговую льготу установлено нормативным правовым актом муниципального образования о земельном налоге.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков земельного налога в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу, исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.
Согласно ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Те же деяния, но совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
VI. Вопросы о праве собственности на земельную долю
- внести земельную долю в уставный капитал сельскохозяйственной организации;
- продать или подарить земельную долю другому участнику долевой собственности, сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности;
- завещать земельную долю любому лицу;
- передать земельную долю в доверительное управление.
во-вторых, в соответствии со ст. 18 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” N 101-ФЗ от 24.07.2002 имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, то есть те, которые выдавались районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству до 27.10.1993 по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения”, и по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”;
в-третьих, выписками из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий в случаях, если свидетельства о праве собственности на земельные доли не выдавались.
Эти земли подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества, на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области” до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности:
- принимают решения об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей;
- осуществляют юридические действия, связанные с оформлением права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей.
1. Заявка на государственный кадастровый учет от правоприобретателя земельного участка (или уполномоченного им лица с документальным подтверждением его полномочий).
2. Правоустанавливающие документы, а именно:
- документ, подтверждающий возникновение права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (свидетельство о праве на земельную долю, выданное районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, свидетельство о государственной регистрации права, выданное Московской областной регистрационной палатой, выписка из принятого до вступления в силу Закона решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, договор купли-продажи, мены, дарения земельной доли (долей), зарегистрированный в установленном порядке, свидетельство о праве на наследство, вступившее в законную силу судебное решение и т.п.);
- соглашение участников долевой собственности (или решение лица, действующего на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности) о выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Причем следует отметить, что в качестве данного соглашения может представляться решение общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вынесенное в соответствии со ст. 14 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, оформленное протоколом, подписанным всеми присутствующими участниками долевой собственности.
В случае установления судом права на выделяемый земельный участок в предусмотренном порядке представляется соответствующее судебное решение.
3. Документы о межевании земельного участка, выделяемого в счет земельных долей.
- заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выделяемый из земель сельскохозяйственного назначения;
- документ, удостоверяющий личность заявителя (физического лица) и представителя, действующего от имени и в интересах юридического лица;
- подлинник свидетельства о праве собственности на земельную долю (или иной документ, удостоверяющий право). При обращении нескольких лиц представляются документы всех лиц;
- кадастровый план выделенного земельного участка;
- кадастровый план оставшегося земельного участка с уточненными границами;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- подлинник протокола общего собрания сособственников земельных долей, из которого можно установить наличие соглашения об определении местоположения выделяемого земельного участка из общей площади;
- список собственников земельных долей, присутствовавших на собрании;
- общий список собственников земельных долей, из которого выделяется новый участок, с указанием принадлежащей каждому земельной доли, адресов и анкетных данных;
- документы, подтверждающие первоначальную передачу своих земельных долей сособственниками в акционерное общество;
- документы, подтверждающие правовой статус юридического лица: учредительные документы юридического лица, справка с ЕГРЮЛ, справка о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН;
- документы, подтверждающие направление другим сособственникам сообщения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли и в СМИ, по которым истек срок 30 дней.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности на данный земельный участок.
Для этого соответственно необходимо известить всех участников долевой собственности. В процессе сложившейся практики указанное извещение, как правило, осуществляется путем опубликования объявления о проведении общего собрания собственников земельных долей.
Следует отметить, что данное объявление должно быть опубликовано в срок не менее чем за 30 дней до проведения указанного собрания в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Извещение должно содержать повестку дня относительно определения порядка владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, об определении границ земельных участков, выделяемых в счет принадлежащих земельных долей в первоочередном порядке, и порядка выплаты компенсации остальным участникам общей долевой собственности на земельный участок.
Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20% от общего количества собственников земельных долей или владеющие более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности, присутствующие на собрании и владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей долевой собственности на данный земельный участок от общего числа долей.
В случае если общее собрание не утвердило границы земельного участка, выделяемого в счет принадлежащей земельной доли, то участник долевой собственности обязан опубликовать объявление о намерении выделить земельный участок в счет принадлежащей земельной доли в праве общей долевой собственности.
В извещении должно содержаться конкретное описание местоположения выделяемого земельного участка и указание на необходимость направления возражений остальных участников общей долевой собственности.
В случае если в течение 30 дней с момента опубликования данного извещения возражений участников общей долевой собственности не поступило, вопросы о местоположении выделяемого земельного участка считаются согласованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения – в судебном порядке.
Дальнейший этап выделения принадлежащей земельной доли носит общий характер, содержащий необходимость проведения землеустроительных работ по определению границ выделяемого земельного участка в счет земельной доли на местности, кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества, предусмотренный требованиями Федерального закона “О государственном земельном кадастре” от 02.01.2000 N 28-ФЗ и Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
- данные, позволяющие определенно установить земельный участок, на который возникает право собственности в результате выдела земельной доли, и земельный участок, остающийся в долевой собственности после выдела земельной доли:
общие сведения о земельных участках (в т.ч. их площадь, местоположение, категория и разрешенное использование земель);
размер долей в праве общей собственности на земельный участок, остающийся после выдела земельной доли;
положение о прекращении права долевой собственности лица, получившего земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли;
- данные о земельном участке, являющемся источником образования новых участков (кадастровый номер учтенного земельного участка).
Не разработан этот порядок и федеральными правовыми актами. Поэтому можно воспользоваться Методическими рекомендациями по выделу земельных участков в счет земельных долей, которые одобрены Министерством сельского хозяйства РФ (протокол от 23.01.2003), в приложении которого форма заявления (Ф-11), форма заключения (Ф-12).
На практике эта проблема разрешается следующим образом. Сторонами составляется письменное соглашение, где указываются обязанности каждой стороны в отношении спорного вопроса землепользования и права в случае невыполнения данного обязательства.
Данное соглашение, подписанное сторонами, является неотъемлемой частью пакета документов, представляемых на государственную регистрацию земельного участка, выделяемого в счет земельных долей в натуре.
В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
В результате сложившейся практики сообщения о намерении выделить земельный участок в счет земельных долей, а также о проведении общего собрания собственников земельных долей опубликовываются в областной газете “Ежедневные новости. Подмосковье” либо в местных печатных изданиях, где соучредителем является орган местного самоуправления и предусмотрено опубликование районных нормативных правовых актов.
В процессе проведения государственной регистрации права собственности на земельную долю вынесенное судом решение будет являться правоустанавливающим документом.
Данные изменения состоят в том, что договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу данного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с правилами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 данного Федерального закона в течение шести лет со дня его вступления в силу.
В случае неисполнения вышеуказанной обязанности к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом.
В Рузском районе регулярно право на покупку земли выставляется на аукционе. Надо просто следить за информацией об аукционах и вовремя принимать в них участие. Ничего сложного. Обычно стоимость земли с аукциона ниже чем у посредников.
7 января 2011 @ 12:39
Информация важная для простых людей,так как местная администрация голословно даёт неверную информацию а граждане должны доказать свою правоту…..
14 марта 2010 @ 13:54
Здравствуйте,я оформляю выдел в натуре земельной доли,куда мне обратиться за справкой об отсутствиии возражений участников долевой собственности если сельскохозяйственная организасция давно обанкротилась.Спасибо.
12 марта 2010 @ 11:39
Информация очень хорошая, спасибо. Но хотелось бы знать, если земельный участок в собственности юридического лица и право него зарегистрировано в установленном законом порядке, то нужен ли договор аренды ( на определенный срок)этого земельного участка с администрацией района, в котором расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности? С уважением, Н
12 марта 2010 @ 07:26
Очень нужная информация!
Если можно. то напишите ответ на вопрос о регистрации права на строение,которое возвелось на участке земли не оформленного в собственность,(свидетельства нет)но на котором 38 лет стоял сарай.
правомерно ли решать вопрос в суде,если администрация не хочет выделять участок без решения суда по самострою?
Нужна ли для суда справка из БТИ о регистрации строения или отказа от регистрации?
Алексей.
14 февраля 2010 @ 16:28
Очень нужный и полезный материал. Спасибо!
8 февраля 2010 @ 10:02
Очень актуальная подборка вопросов и ответов по животрепещущей теме! Спасибо за столь исчерпывающий материал. Надеюсь, что ответы,подкреплённые личными ссылками на необходимые законодательные акты, наконец, помогут решить наследственный вопрос: тяжёлый, мучительный и затратный из-за недобросовестности юристов. Инвалид 3 степ. ограничения к труду.
3 февраля 2010 @ 17:00
посмотрите в консультанте ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
18 января 2010 @ 20:08
в каком порядке участник долевой собственности на землю может продать свою долю без выделения земельного участка?
18 января 2010 @ 19:08
отличный полный материал, спасибо!
28 мая 2009 @ 14:36
Если после обращения (с предоставлением проекта границ) более трёх месяцев администрация не ответила заявителю о предоставлении или отказе в аренду земельного участка. можно ли обязать его к заключению договора аренды?
19 сентября 2008 @ 13:40
Как приобретается право собственности на дачные участки?
29 августа 2008 @ 10:45
Очень нужный и полезный материал. Хорошее изложение: для многих будет доступно и понятно. Большое спасибо.
Особенно интересен этот материал лично для меня и моих соседей по участку (Рузский район): имея свидетельства регистрации прав собственности на землю (выданные в 1992, 1996, 2000 годах) не можем переоформить эти документы в соответствии с новым законодательством по земле.
21 августа 2008 @ 21:17
Хочу поблагодарить автора за предоставленный материал. Вы опубликовали самые главные и часто задаваемые юристам вопросы, на которые сразу даете четкие, исчерпывающие ответы. Большое спасибо за Ваши грамотные советы, подкрепленные законодательством РФ и правовыми актами Московской области. регулирует земельные правоотношения
10 августа 2008 @ 04:51